postheadericon Организация питания в МКДОУ ДС №10

c61499fbdd19Питание детей в дошкольном учреждении.

     Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.

Возникновение болезней эндокринной системы, органов пищеварения, анемий, в значительной мере, обусловлено факторами алиментарной природы. Несбалансированное питание приводит к витаминной недостаточности, дефициту различных микроэлементов и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.

Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.

В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ:  СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

Условия питания обучающихся в МКДОУ ДС № 10 п.Оленевод для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Режим питания детей

Время приема пищи Режим питания детей в дошкольных образовательных организациях (группах)
8-10 часов 11-12 часов 24 часа
8-9 завтрак завтрак завтрак
10-11( )(рекомендуемый) второй завтрак второй завтрак второй завтрак
12-13 обед обед обед
15-16 полдник полдник* полдник
18-19 ужин ужин
21 2 ужин

 

Приложение N 10

к СанПиН 2.4.1.3049-13

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов Количество продуктов в зависимости от возраста детей
в г, мл, брутто в г, мл, нетто
1-3 года 3-7 лет 1-3 года 3-7 лет
Молоко и кисломолочные продукты с м.д.ж. не ниже 2,5% 390 450 390 450
Творог, творожные изделия с м.д.ж. не менее 5% 30 40 30 40
Сметана с м.д.ж. не более 15% 9 11 9 11
Сыр твердый 4,3 6,4 4 6
Мясо (бескостное/ на кости) 55/68 60,5/75 50 55
Птица (куры 1 кат потр./цыплята-бройлеры 1 кат потр./индейка 1 кат потр.) 23/23/22 27/27/26 20 24
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое 34 39 32 37
Колбасные изделия 7 6,9
Яйцо куриное столовое 0,5 шт. 0,6 шт. 20 24
Картофель: с 01.09 по 31.10 160 187 120 140
                     с 31.10 по 31.12 172 200 120 140
                     с 31.12 по 28.02 185 215 120 140
                     с 29.02 по 01.09 200 234 120 140
Овощи, зелень 256 325 205 260
Фрукты (плоды) свежие 108 114 95 100
Фрукты (плоды) сухие 9 11 9 11
Соки фруктовые (овощные) 100 100 100 100
Напитки витаминизированные (готовый напиток) 50 50
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) 40 50 40 50
Хлеб пшеничный или хлеб зерновой 60 80 60 80
Крупы (злаки), бобовые 30 43 30 43
Макаронные изделия 8 12 8 12
Мука пшеничная хлебопекарная 25 29 25 29
Масло коровье сладкосливочное 18 21 18 21
Масло растительное 9 11 9 11
Кондитерские изделия 7 20 7 20
Чай, включая фиточай 0,5 0,6 0,5 0,6
Какао-порошок 0,5 0,6 0,5 0,6
Кофейный напиток 1,0 1,2 1,0 1,2
Сахар 37 47 37 47
Дрожжи хлебопекарные 0,4 0,5 0,4 0,5
Мука картофельная (крахмал) 2 3 2 3
Соль пищевая поваренная 4 6 4 6
Химсостав (без учета т/о)
Белок, г 59 73
Жир, г 56 69
Углеводы, г 215 275
Энергетическая ценность, ккал 1560 1963

Примечание:

1 – при составлении меню допустимы отклонения от рекомендуемых норм питания ± 5%;

2 – при использовании другого сырья необходимо делать перерасчет. Масса брутто может меняться в зависимости от исходного сырья и сезона года. При формировании меню необходимо обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

3 – доля кисломолочных напитков может составлять 135-150 мл для детей в возрасте 1-3 года и 150-180 мл – для детей 3-7 лет;

4 – % отхода учитывать только при использовании творога для приготовления блюд;

5 – в случае замены говядины на другие виды мясного сырья (разрешенного для использования в питании детей в ДОУ /приложение 8/, поступления новых видов пищевых продуктов, в том числе и импортных товаров, или в случае поступления нестандартного сырья, нормы отходов и потерь при технологической обработке этого сырья могут определяться дошкольной организацией самостоятельно путем контрольных проработок;

6 – количество витаминизированного напитка должно обеспечить не более 15% от суточной потребности детей в витаминах и может меняться в зависимости от состава напитка;

7 – в том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в соответствии с его количеством, поступающим в составе используемого готового продукта;

8 – допустимы отклонения от химического состава рекомендуемых наборов продуктов ±10%;

При использовании в питании детей готовых продуктов и полуфабрикатов промышленного производства со сложным составом, входящие в их состав ингредиенты следует учитывать одновременно в различных группах продуктового набора в соответствии с количественными сведениями о составе продукта, представленными изготовителем на упаковке (на основании технических документов, рецептур, расчетных или лабораторных данных).

ad374aeb084f